ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

журнал для любителей Кошек

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Новости

Женщина-кошка: свободная и непокорная

 

Автор: Анастасия Попова

Дата: 26.06.2015 13:30:37

В далеком 1966 году в прокат вышел полнометражный фильм о Бэтмене, где помимо супергероя в костюме летучей мыши появилась роковая красотка с кошачьими ушами. Затем аналогичный образ представил Жан-Кристоф Питоф в 2004 году в фантастическом боевике «Женщина-кошка» (Catwomen).

Мировая культура не просто различает усатых-полосатых по повадкам, учености, социальным ролям и увлечениям, но и делит по половому признаку. Образы котов и кошек занимают определенное положение и очень редко пересекаются в трактовках. 
Так, литература склоняется к котам, а живопись одинаково любит представителей обоего пола, приписывая им, однако, разные свойства.
Например, на картине Франческо Умбертини «Портрет молодой дамы с кошкой» дама держит на руках полосатую кошку, которая служит символом непорочности хозяйки, а на триптихе «Сад радостей земных» Иеронима Босха кошка, несущая в зубах мышь, олицетворяет искусителя.
Еще в Средневековье Исидор Севильский предложил трактовку происхождения названия этого животного, разделив имена «кот» и «кошка»: «Кошка (musio) названа так, потому что враждебна мышам (mus). Народ зовет ее обычно котом (catus), от слова «ловля» (captura). Другие говорят, что она называется cattus, потому что она зоркая». 
Согласно «Энциклопедии символов» Г. Бидермана, кошка является типично женским животным, зверем ночи, «а корни женщины, как известно, глубже уходят в темную, неясную сторону жизни, чем у обычного, наделенного чувством мужчины»; возможно, что негативная оценка кошки во многих культурах связана с агрессивной установкой по отношению к женскому существу. 
В мировой культуре представлена целая галерея пушистых любимец богинь, святых мучениц и даже самой Девы Марии. 
В египетской мифологии кошка была священным животным Бастет (Баст) — богини женской красоты и домашнего очага. Сама Баст изображалась в виде женщины с головой кошки. Геродот сообщает о ежегодных торжествах в честь Баст, сопровождающихся пением и плясками.
В одной из басен Эзопа (VI–V вв. до н.э.) повествуется о кошке, которая, влюбившись в юношу, попросила Венеру превратить ее в девушку. Венера пожелание выполнила, но «девушка» все равно бросилась догонять мышь, пробегавшую мимо нее. Аналогичный момент есть и в фильме «Женщина-кошка»: героиня Холли Бэрри с удовольствием поглощает тунца на глазах у изумленного полицейского. 
В средневековой Европе, где пушистые ловцы мышей натерпелись больше всего, кошке приписывалось исключительное право дружбы 
с дьяволом. Как раз в это время кошкам с черной шерстью «посчастливилось» стать спутником ведьм, колдунов, Бабы-яги и других премилых персонажей сказок, страшилок и преданий. В то же время в Европе бытовала не очень популярная раннехристианская легенда о «кошках Мадонны»: младенец Иисус плакал в яслях и не мог заснуть, потому что в соломе шуршали мыши. Полосатая (тигровая) кошка прогнала мышей, за что получила похвалу Девы Марии, а также отличительный 
знак — полоски на голове кошки сложились в букву «М». 
У пророка Мухаммеда тоже была любимая кошка по имени Муэсса. Согласно легенде, чтобы не будить спящую любимицу, пророк, уходивший на молитву, отрезал край своего одеяния, на котором она спала.
На Сицилии считалось, что кошкам покровительствует святая Марта, животным разрешалось входить в церкви. А во Фландрии покровительницей кошек (а также путников и паломников) почиталась святая Гертруда Нивелльская (VII в.). Эта почтенная аббатиса изображалась с крысами и мышами, бегающими у ее ног или взбирающимися по посоху или одежде.
У северогерманцев богиня Фрейя представлялась едущей в повозке, запряженной кошками. 
В греческой мифологии кошек связывали с культом Луны и богиней Дианой. Вероятно, роль в этом случае сыграла природная 
особенность животного: зрачок кошки меняет форму в зависимости от фаз Луны. 
Однако мистические свойства, приписываемые кошке, все равно не полностью отвечают на вопрос о женской природе животного. Литература знает ученых котов, котов-писателей, котов-защитников, котов-детективов. А вот кошкам отводится роль либо спутницы героя (героини), либо некоего фантастического персонажа, как в случае с фильмом «Женщина-кошка». 
По большому счету, коты и кошки занимают свою нишу в мировой культуре, имеют собственный багаж символических значений и трактовок. Единственным исключением является мотив свободы, который изначально был привилегией женских кошачьих персон, а затем плавно перешел к мужскому населению.
Традиционно считается, что любовь животного к свободе увековечил в своей сказке «Кот, который гуляет сам по себе» (The Cat That Walked By Himself) Р. Киплинг. С легкой руки советских переводчиков кот превратился в кошку, несмотря даже на то, что в оригинальном тексте используется местоимение ’he’ — «он». Более того, мужской пол персонажа заявлен уже в самом названии (himself). 
В английском языке слово ’cat‘ обозначает и кота, и кошку, а общее местоимение для всех животных ’it‘ также не предполагает половых различий. Однако Киплинг указывает пол своего героя, говоря о нем ”he”. 
Изменение пола животного большого вреда сказке не принесло, в отличие от «Книги джунглей», где другой представитель семейства кошачьих — Багира — тоже становится женщиной. В оригинальном тексте есть эпизод, где Багира собирается на свидание, что не нравится Маугли. Эпизод этот несет важную смысловую нагрузку: мальчик должен осознать, что все животные существуют парами. В переведенном тексте воспитательный «мужской» момент остается затуманенным, потому что недовольство Маугли можно объяснить только ревностью к подруге-пантере. По какой причине переводчик поменял пантере и коту пол, остается только гадать, а вот мотив свободолюбия заслуживает внимания. Благодаря нежеланию кошки подчиняться, этот зверь часто становился символом политической и военной борьбы. Например, старинные роды бургундцев изображали кошек на своих гербах и знаменах как символ свободы.Однако изначально этот мотив был связан не с войной и политикой, а с невозможностью животного преодолеть свою природу. То есть образ кошки означал, что истинную природу и сущность изменить нельзя. В книге А.Е. Махова «Эмблематика. Макрокосм» упоминается, что кошка символизирует идею «природы», которую нельзя изменить никаким обучением. В латинском тексте «Диалог Соломона и Маркульфа» рассказывается о кошке, которая была приучена держать свечу во время ужинов Соломона. Но как только она увидела бегущую мышь, сразу бросила свечу и побежала за ней. 
Сближение кошки и женщины происходит, вероятно, не из-за некой связи с таинственной стороной жизни, как указывается в энциклопедии Бидермана, а из-за преобладания в обеих инстинктивного начала, не поддающегося воспитанию. А.Е. Махов приводит фрагмент из «Романа о Розе» в продолжении Жана де Мена: «Тот, кто хочет побить свою жену, … когда хочет ее усмирить, подобен тому, кто бьет, чтобы приручить, свою кошку, а потом зовет ее, чтобы надеть на нее ошейник: но если кошка ускользнет, хозяину, возможно, больше не удастся ее схватить». 
Неспособность женщины к обучению и воспитанию считалась настолько очевидной еще с древних времен, что ассоциация со сложностями в дрессуре кошек выглядит вполне естественной. Об этом, в частности, свидетельствует интересный случай. В 1792 году вышла книга «Защита прав женщин», в которой замечательная Мэри Уолстонкрафт утверждала, что женщины так же способны, как и мужчины, но им не хватает образования. На что ее оппонент, философ Томас Тейлор, опубликовал книжицу-пародию «Защита прав животных», где задался вопросом, что лошади тоже имеют собственное достоинство, и им тоже не хватает образования. Тем самым Тейлор высмеял идею бедной Мэри о равноправии полов.
Что же касается представителей кошачьей породы, то времена меняются. Возможно, наряду с гофмановским «Житейские воззрения кота Мурра» совсем скоро появится толстый роман об ученой кошке Мурке, которая пишет свои записки и именует себя «мы». И ряды ушастых красавиц в кожаных костюмах пополнятся кошками, изучающими философию и квантовую физику? Увидим.  

Показать полностью


Комментарии

Возврат к списку

Последние поступления

  • Нина Гринаковская

    Нина Гринаковская Нина Гринаковская, эксперт-всепородник из Казахстана, хорошо известна владельцам кошек не только у себя в стране. Многие российские заводчики встречались с ней на выставках и с уважением отзываются об ее доброжелательном и объективном судействе.

    Читать далее

  • Кошачий криминал

    Кошачий криминал Любой хозяин знает, как настойчиво домашние любимцы умеют выпрашивать еду и лакомства. Если допроситься не удалось, отчаявшиеся животные иногда идут на преступления — воровство в особо вкусных размерах.

    Читать далее

  • Иерархия кошек

    Иерархия кошек Кошки слывут независимыми животными. Отчасти благодаря книге Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе» люди уверены, что кошки — животные одиночные. Но это не совсем так.

    Читать далее

  • Стареющая кошка

    Стареющая кошка Мы живем бок о бок со своими питомцами многие годы, и в какой-то момент понимаем, что животное далеко не молодое и даже уже заслуживает статус ветерана. Домашние кошки в среднем живут до 15 лет, но нередко встречаются и долгожители, которые доживают до 22–25 лет. И очень многое зависит от среды обитания животного, наследственности, а также кормления и ухода.

    Читать далее