ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

журнал для любителей Кошек

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Новости

Кошки-божества

 

Автор: Екатерина Мурадова

Дата: 01.04.2013 18:23:00

Мы знаем, что одомашнивание кошек началось примерно 6 тысяч лет назад в Египте, однако останки кошек были найдены во время археологических раскопок и на Востоке: в Анатолии, в Иордании, а также в Месопотамии.

Египет

Остановимся на Древнем Египте, в котором культ кошек приобрел особое значение. К 1600 году до н.э. кошки распространились по всему Египту, что видно на найденных древних росписях, скульптурах, и иероглифах. Несомненно, кошка заняла особое положение и в жизни людей и в религиозной жизни. К тому времени были приручены многие представители животного мира Египта: львы и газели, гуси и крокодилы... Кошка была полезна древним египтянам с практической точки зрения, так как ловила мышей, уничтожавших сельскохозяйственные угодья. С течением времени кошка стала объектом культа и стала обожествляться. Жители Древнего Египта считали, что кошка обладает магической силой. Это видно в мифе о боге Солнца Ра. Они думали, что бог Солнца Ра, в образе кошки собираясь сразиться со змеем ночи, волшебным способом удерживал солнечные лучи. Эта непреходящая битва заканчивалась на рассвете каждого дня и вновь возникала, когда сумерки опускались над великой рекой Нил.
Разные божества, к примеру, богиня плодородия Баст (Бастет), богиня вой­ны Сехмет, Мут, соединены с кошками. После того как кошки были приручены, богиня с головой львицы стала представляться в образе женщины с кошачьей головой или маленькой кошки. Кошек называли «добрыми духами жилища». Расцвет обожествления кошки произошел в то время, когда Бубастис, город, посвященный Баст, стал столицей царства XXII династии Бубастидов. Великий древнегреческий историк Геродот посетил храм Баст в V веке до н.э., в период расцвета культа кошки, оставил свои свидетельства того, как сотни тысяч этих животных были мумифицированы и посвящены богине, а сам город являлся местом паломничества. Около 2500 лет назад Геродот посетил Египет и рассказывал: «Во время пожара с кошками творится что-то удивительное. Египтяне не заботятся о тушении пожара, а оцепляют горящее пространство и стерегут кошек, а те все же успевают проскользнуть между людей и... бросаются в огонь. Это повергает людей в великое горе.Если в доме околеет кошка, то все обитатели сбривают себе брови. Трупы кошек отвозят в город Бубастис, бальзамируют и погребают там в священных покоях». 
Историк писал и о ежегодных торжествах в честь Баст, сопровождавшихся пением и плясками, а возничего, случайно переехавшую кошку, толпа насмерть забивала камнями. С умершими кошками и котятами поступали так же, как и с фараонами: бальзамировали. Мумии кошек приносили в дар богине Баст. Их хоронили в пышных гробницах на специаль­ных кладбищах. За убийство кошки грозило суровое наказание вплоть до смертной казни (о чем опять-таки рассказал Геродот). На ежегодный праздник в честь Баст съезжались женщины со всех концов Египта, плыли на лодках, пели и хлопали в ладоши. Женщины гремели систрами – символами плодородия. За этот период выпивалось больше вина, чем за весь год. Это было самое крупное ежегодное паломничество в Древнем Египте, и вся эта толпа направлялась в Храм богини-кошки Баст. Храм Баст (Бубас­тис) целиком, за исключением входа, находился на острове и был расположен в центре города и виден со всех сторон. Храм был обнесен стеной, украшенной рельефами, а внутри его – роща с могучими деревьями.
От входа вела дорога, мощеная камнем, ведущая через городскую рыночную площадь на восток. По обеим сторонам дороги росли высокие деревья. Ворота высотой в 18 мет­ров украшены вырезанными на камне фигурами. От реки Нил к храму шли два канала. Внутри святилища находилась статуя самой богини. Ныне на месте храма остались лишь руины.
Баст – богиня с головой кошки, самого начала обожествления считалась оберегающей, воинственной львицей и ее называли Матерью кошек. Позже ее образ начал отождествляться с дикими прирученными кошками. Баст стала очень популярной и почитаемой среди населения. Она стала олицетворять материнство, плодородие, оберег и благосклонность Солнца и стала зваться «оком Ра». В правой руке она носила систр, а в левой – корзину. Одежда ее была зеленого
цвета. Она почиталась как богиня Луны, огня (тепла, уюта), удовольствий и веселья плодородия деторождения, благотворительности, сексуаль­ных обрядов, танцев и музыки, защиты от болезней и злых духов, покровительствовала всем животным. Ее особенным качеством являлась интуиция. Из-за обожествления кошек жители Древнего Египта терпели даже военные поражения. В 525 году до н.э. в сражении при Пелусии войско персидского царя Камбиза пошло в атаку на войско фараона Псамметиха III , при этом персы держали кошек перед собой в виде живого щита. Египтяне не смогли обстреливать их из луков и потерпели поражение.

Япония

В дальнейшем более благоприятно к кошкам относились в мусульманских странах. Однако в Японии их участь была сходной с судьбой кошек Европы. 
Считается, что кошки попали в Японию из Китая примерно в период Нара (710–794 гг.). Далеких предков нынешних кошек брали на корабль «на службу», чтобы оберегать от мышей священные буддийские книги, перевозимые из Китая в Японию. В период эпохи Хэйан
(794 год – конец XII века) кошку начинают изображать на средневековых гравюрах, картинах и в книгах. Потом кошки расселились по всей Японии и впоследствии появилась известная порода японской кошки – японский бобтейл. Император дарил кошек в качестве высшего подарка своим приближенным. В домах стали держать по нескольку или, по крайней мере, двух кошек. Предписывалось содержать в каждом храме по две кошки для защиты священных документов от грызунов, первоначально японцы заводили кошек для красоты. Эти животные защищали бесценные рукописи от грызунов, а на фермах шелковичных червей хозяева рисовали изображения кошек, чтобы отпугнуть мышей. Вот что пишет в своих «Записках у изголовья» Сэй-Сенагон (966–1017 гг.), известная средневековая писательница, положившая начало жанру эссе: «Госпожа кошка, служившая при дворе, была удостое­на шапки чиновников пятого ранга, и ее почтительно титуловали госпожой мебу...» Вместе с китайской культурой в Японии получили распространение версии предания о том, почему кошка не сумела стать одним из двенадцати зодиакальных животных, каждому из которых соответствует свой год (согласно китайской астрологии). Так, в одной из них говорится, что кошка просто не явилась к Будде Шакьямуни в день его вхождения в нирвану (15 февраля).
В другой легенде говорится, что бог Неба решил поделить временной поток и создал календарь. Позвав бога Земли, он сказал ему устроить соревнование между земными животными за право стать знаками Зодиака в календаре. Для победы им надо было первыми перебраться на другой берег реки. Кошка очень озадачилась подобным, потому что опасалась воды, и решила посоветоваться с крысой, как ей быть. Тут вблизи показался бык, у которого было плохое зрение и тоже не знал, что делать. Умная крыса посоветовала кошке поехать на спине быка и управлять им, чтобы он не сбился с точного пути. Все договорились, но когда стали переправляться, расчетливая крыса спихнула кошку в воду, оставив ее ни с чем. С тех пор крыса – смертельный враг любой кошки.
Обитатели Японских островов издавна награждали природные объек­ты и явления божественной силой. Боги (или «ками», по-японски, что также можно перевести как «дух») делятся на более высоких — небесных, более низких — земных и на низших сверхъ­естественных сущностей, куда относят чудовищ, привидений и, конечно, оборотней. И одно из почетных мест в среде последних всегда занимали нэкомата — кошки-оборотни. Нэкомата, в отличие от обычных домашних кошек, совсем не выделялись добродушием. При этом они были ужасные в гневе и могли просто съесть провинившегося перед ними человека. Отличительной чертой кошки-оборотня является наличие хвоста в их человеческом обличье. Считается, что трехцветные кошки, которые имеют черно-бело-коричневый окрас, – скорее всего представители этих зловредных для рода человеческого существ, и этим кошкам посвящено множество историй. В отличие от европейских примет, считается, что черные кошки приносят счастье и излечивают разные болезни. Белых кошек, которые попадаются чаще, любят за красоту.

Показать полностью


Комментарии

Возврат к списку

Последние поступления

  • Нина Гринаковская

    Нина Гринаковская Нина Гринаковская, эксперт-всепородник из Казахстана, хорошо известна владельцам кошек не только у себя в стране. Многие российские заводчики встречались с ней на выставках и с уважением отзываются об ее доброжелательном и объективном судействе.

    Читать далее

  • Кошачий криминал

    Кошачий криминал Любой хозяин знает, как настойчиво домашние любимцы умеют выпрашивать еду и лакомства. Если допроситься не удалось, отчаявшиеся животные иногда идут на преступления — воровство в особо вкусных размерах.

    Читать далее

  • Иерархия кошек

    Иерархия кошек Кошки слывут независимыми животными. Отчасти благодаря книге Редьярда Киплинга «Кошка, которая гуляет сама по себе» люди уверены, что кошки — животные одиночные. Но это не совсем так.

    Читать далее

  • Стареющая кошка

    Стареющая кошка Мы живем бок о бок со своими питомцами многие годы, и в какой-то момент понимаем, что животное далеко не молодое и даже уже заслуживает статус ветерана. Домашние кошки в среднем живут до 15 лет, но нередко встречаются и долгожители, которые доживают до 22–25 лет. И очень многое зависит от среды обитания животного, наследственности, а также кормления и ухода.

    Читать далее