ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

журнал для любителей Кошек

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Новости

Пушкинские мурлыки

 

Автор: Галина Рудь

Дата: 15.05.2015 17:50:28

Для каждого русского человека Александр Сергеевич Пушкин – первый национальный русский поэт. Не по счету первый, а по значению; символ русской поэзии, в том числе, и для зарубежного читателя. «Пушкин – наше все», – говорили еще его современники.

Пушкин — первый русский профес-сиональный писатель, сделавший литературу своей профессией, создатель классического русского языка, на котором мы разговариваем сегодня. Пушкин — писатель, драма-тург и, главное для нас, поэт — поднял русскую литературу на высокий уровень, сделав ее совестью русской нации.
Ко всему прочему, что немаловажно для любителей кошек, читателей нашего журнала, 
Пушкин — создатель русского национального кота. Не мог Александр Пушкин не замечать присутствие кошек в мире — он так узнаваемо описывает их в своих произведениях, не мог поэт не любить кошек, не восхищаться ими как истинный кошколюб и кошкотворец, как гениальный поэт. Все поэты любят кошек, ибо кошки — воплощенная поэзия… 
Неслучайно одно время в Пушкинском музее на Арбате жил рыжий кот.
История не сохранила для нас имена и «портреты» реальных котов поэта. В письмах Пушкина упоминаются два кота, но оба они являются литературными персонажами. В одном письме в конце февраля 1825 года из Михайловского поэт пишет брату Льву:
Начало Кота Измайлова очень мило. <...>
...Вы любите кота?
Любите: он ведь сирота...
Но в творчестве поэта — и в поэзии, и в прозе, и в его выразительных карандаш-ных набросках или рисунках пером — мы встретим множество «кошачьих» эскизов, сценок с присутствием кошек. Пушкин явно получал огромное удовольствие, наблюдая за представителями усатого и хвостатого кошачьего племени. Не один пушистый знакомец Александра Пушкина объявился на страницах его произведений. Поэт обладал удивительным даром понимать котов. В творчестве Пушкина встречаются и реальные коты, и мистические, и кошачьи метафоры.
Конечно, самый известный и любимый нами с раннего детства — это кот ученый из пролога к поэме «Руслан и Людмила». Этот лукоморский зверь талантлив, мудр и образован.
     У лукоморья дуб зеленый;
     Златая цепь на дубе том:
     И днем и ночью кот ученый
     Все ходит по цепи кругом;
     Идет направо — песнь заводит,
     Налево — сказку говорит.
Явился этот кот из давних народных преданий о сказочном коте Баюне, который сказками побеждал, сказками усыплял… «Руслан и 
Людмила» — сказка-поэма, якобы услышанная 
однажды Александром Пушкиным у зеленого дуба за кружкой меда-пива от кота ученого, ходившего по золотой цепи. А на самом деле она была рассказана поэту его любимой няней Ариной Родионовной в Михайловском.
Со слов своей любимой нянюшки поэт записал: «У моря лукомория стоит дуб, а на том дубу золотые цепи, и по тем цепям ходит кот: вверх идет — сказки сказывает, вниз идет — песни поет». Здесь четко прослеживается связь пушкинской поэмы «Руслан и Людмила» с русским фольклором.
В этой же поэме мы встретим еще одно народ-ное поверье — о некоей мистической связи кошек с темными силами. Вспомним, что у каждой уважающей себя ведьмы, Бабы-Яги, живет в лесной избушке черный кот, ее верный помощник. Часто в народных сказках ведьма или колдун принимают кошачий образ. В по-эме «Руслан и Людмила» читатель встречает образ ведьмы-кошки:
     К нему волшебница явилась,
     Вещая: «Знаешь ли меня?
     Ступай за мной; седлай коня!»
     И ведьма кошкой обратилась…
В пушкинской «Сказке о попе и о работнике его Балде» бесенок порой напоминает нам… котенка. Появившись перед Балдой,
...Замяукал он, как голодный котенок…
...Весь мокрешенек, лапкой утираясь…
...Хвостик поджал, совсем присмирел…
Эта ассоциация «котенок — ребенок» несколько раз встречается у Пушкина. Поэт 8 сентября 1833 года пишет жене из Казани в Петербург:
— Здорова ли ты? Здоровы ли вы все? Дорогой я видел годовалую девочку, которая бегает на карачках, как котенок, и у которой уже 2 зубка. Скажи это Машке...
Герой трагедии «Борис Годунов» юродивый Николенька в Москве на площади перед 
собором поет:
     Месяц светит,
     Котенок плачет.
Тема кота-оборотня встречается у многих современников Александра Пушкина. В 1825 году поэт прочитал первую в русской литературе фантастическую повесть — произ-
ведение Антония Погорельского (псевдоним А.А. Перовского) «Лефортовская маковница» 
(торговка), в котором есть интересный персонаж — Аристарх Фалелеич Мурлыкин. Пушкин описывает брату Льву свои впечатления от прочитанной повести:
— Душа моя, что за прелесть бабушкин кот! Я пе-
речел два раза и одним духом всю повесть, теперь только и брежу Трифоном Фалелеичем Мурлыкиным (Пушкин оговорился, назвав кота Трифоном. — Ред.). Выступаю плавно, зажмуря глаза, повертывая голову и выгибая спину. 
Да, поэт мог легко вжиться в любой образ. Перед нами появляется Пушкин, примеряющий на себя кошачью шкуру, кошачий образ.
Тема кота-колдуна встречается и в стихотворении Александра Пушкина «Гусар». Пуш-
кинский герой бравый гусар, выследил, как его милая кума Марусенька, отхлебнув из 
склянки, улетела в трубу, т.е. оказалась ведь-мой. И, конечно же, у нее в избе жил кот, обя-зательный «атрибут» всякой ведьмы:
     Гляжу: под лавкой дремлет кот;
     И на него я брызнул склянкой.
     Как фыркнет он! я: брысь!.. и вот
     И он туда же за лоханкой…
Подобные превращения нередки в сюжетах фантастических произведений пушкинского времени. В романе Пушкина «Евгений Онегин», в главе «Сон Татьяны» мы встречаем такой эпизод: среди фантастического бесовско-го сброда появляется странное вымышленное 
существо — «полужуравль и полукот».
Но вспомним интересные описания Александром Пушкиным котов вполне реальных. Любимая лирическая героиня поэта, его вер-
ный идеал, Татьяна Ларина, конечно, не могла обойтись без пушистого друга. Тем более что жила она в деревне, где для сохранения домашних припасов от мышей в домах часто держали котов. Кошка — грациозное, пластичное, теплое существо, создающее в доме покой и уют. С ним можно поговорить, можно при-ласкать. Конечно же, кот Лариных предпочитал общество тихой, задумчивой Татьяны, а не веселой, шумной Ольги. Глядя на своего любимца, Татьяна отмечала народные приметы:
     Жеманный кот, на печке сидя,
     Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
     То несомненный знак ей был,
     Что едут гости...
Пушкин рассказывает нам, как во время традиционного вечернего святочного гадания девушки мечтают вытянуть колечко под известную народную песню, предвещавшую скорое замужество:
     Кот кошурку
     Звал спать в печурку…
Потому и говорит поэт:
     Милей кошурка сердцу дев.
Часто пушкинские герои-коты имеют свой ярко выраженный кошачий характер, свою индивидуальность. Вместе с Пушкиным мы наблюдаем и за жизнью русского общества, и за кошачьими повадками, например, высокомерием старого кота из «Послания к Галичу» 1817 года:
     Уж темна ночь объемлет
     Брега спокойных вод;
     Мурлыча, в келье дремлет
     Спесивый старый кот...
или игривостью веселого котенка из баллады Адама Мицкевича «Будрыс и его сыновья» в переводе Александра Пушкина:
     Нет на свете царицы
     Краше польской девицы:
     Весела, что котенок у печки...
Вспомним целую пространную кошачью зарисовку, своеобразную поэтическую метафору из поэмы «Граф Нулин» — образ всеми нами узна-
ваемого домашнего любимца, его повадки:
     Так иногда лукавый кот,
     Жеманный баловень служанки,
     За мышью крадется с лежанки:
     Украдкой, медленно идет,
     Полузажмурясь, подступает,
     Свернется в ком, хвостом играет,
     Разинет когти хитрых лап
     И вдруг бедняжку цап-царап.
Встречаются коты и в поэме «Домик в Коломне». Одно время Пушкин жил в этом районе Петербурга. Знакомую атмосферу поэт привнес в свое произведение, где Параша, героиня поэмы по вечерам
…слушала мяуканье котов
По чердакам, свиданий знак нескромный…
А после смерти кухарки все 
…об ней жалели в доме. Всех же боле 
Кот Васька…
Понятное дело.
Мелькнула кошка и в стихотворении «Тень Фон-Визина». Поэт изображает сценку: поэт Державин по-домашнему сидит с кошкой на лавочке. В это время перед ним появляется умерший литератор Фон-Визин:
     Так ты здесь в виде привиденья?.. —
     Сказал Державин, — очень рад;
     Прими мои благословенья...
     Брысь, кошка!.. сядь, усопший брат;
     Какая тихая погода!..
В юношеской поэме Пушкина «Монах» мы тоже встречаем кота, который составляет значительную часть собственности бедного отшельника. Кот этот вполне земной:
     Наш труженик не слишком был богат,
     За пышность он не мог попасться в ад.
     Имел кота, имел псалтирь и четки,
     Клобук, стихарь да штоф зеленой водки.
Бес искушает старого монаха, появившись ночью в келье в виде соблазнительной девицы, которая при свете дня исчезает:
     А наш монах, увы, лишен покоя.
     Уж он не спит, не гладит он кота…
Есть описание сценок с участием кошек и в пушкинской прозе. Вспомним трогательный эпизод из повести Пушкина «Дубровский»:
— Теперь все ладно, — сказал Архип, — каково горит, 
а? Чай из Покровского славно смотреть. — В сию минуту новое явление привлекло его внимание; кошка бегала по кровле пылающего сарая, недоумевая, куда спрыгнуть — со всех сторон окружало ее пламя. Бедное животное жалким мяуканьем призывало на помощь. Мальчишки помирали со смеху, смотря на ее отчаяние.
— Чему смеетесь, бесенята, — сказал им сердито кузнец, — Бога вы не боитесь, Божия тварь погиба-
ет, а вы сдуру радуетесь, — и, поставя лестницу на загоревшуюся кровлю, он полез за кошкою. Она поняла его намерение и с видом торопливой благодарности уцепилась за его рукав. Полуобгорелый кузнец с своей добычей полез вниз.
Архип оказался милосерднее к животным, чем жестокий самодур помещик Троекуров, для потехи стравливавший медвежат с кошками и щенками, а медведей — с людьми.
В прозаических произведениях Пушкина «Капитанская дочка», «История Пугачева», «Барышня-крестьянка», «Станционный смот-ритель» также встречаются кошки.
В сценке из повести «Станционный смотритель» образ животного не имеет индивидуальности, а просто дополняет картину народного быта:
...Эй, Ванька! полно тебе с кошкою возиться. Проводи-ка барина на кладбище, да укажи ему смотрителеву могилу.
В дополнение к сказанному вспомним «кошачьи» рисунки поэта в альбомах и на листах черновиков. Иногда эти наброски иллюстрируют пушкинских героев — котов и кошек, иногда поэт просто изображал животных, явившихся вдруг перед его мысленным взором.
Один рисунок долго сопровождает Пушкина по жизни, впервые появившись в рукописи поэмы «Руслан и Людмила» 1818 года. Но это не кот ученый, а другой, выполненный как бы единым росчерком пера. Он сидит к нам спиной. Такого же кота видим сидящим на окне кишиневской квартиры — карикатура 1821 года 
на бывшего офицера французской службы Дегильи. Подобный рисунок находим в черновике «Евгения Онегина». Несколько схожих котов изображены в альбоме Елизаветы Ми-хайловны Ушаковой. Найдем мы этого кота и в болдинских рукописях, созданных осенью 1830-го, позже, в 1833 году, — на черновике письма поэта к супруге Наталье Гончаровой. В комментарии к полному собранию сочинений Пушкина приведена следующая версия:
«Видимо, в свое время поэту удался этот шутливый образ, выполненный достаточно лаконичными средствами, буквально без отрыва пера от бумаги. Очень похоже, что у этого графического пушкинского образа существовала своя семантика».
Рисунки на черновиках поэта являются загадочной частью пушкинского наследия. Это некий графический знак какого-то внутреннего состояния поэта. Рисунки в альбоме Елизаветы Ушаковой порой возникали как продолжение разговора гостя и хозяйки, а иногда являлись 
отражением семейных происшествий, известных небольшому кругу людей. Случалось, чтобы подразнить Елизавету Ушакову намеком на ее жениха (это был друг Александра Пушкина Сергей Киселев), Пушкин неожиданно принимался мяукать или будто звать кошку — «кис-кис-кис». Саму Елизавету Ушакову Пушкин иногда называл «кисонькой». На одном листе ее альбома поэт нарисовал кота с профилем его обладательницы, у ног которого лежат две мертвые крысы.
По утверждению Л.Н. Майкова, в семье Киселевых сохранилось предание о том, что более всего Пушкин любил изображать кошек. Он рисовал их всегда и везде.
Литературные кошачьи образы поэта — особенно кот ученый — вдохновили многих художников на создание их собственных художественных произведений.
Я же на этом закончу свой краткий обзор пушкинской «кошкинианы».  

Показать полностью


Комментарии

Возврат к списку

Последние поступления

  • Ольга Груздь

    Ольга Груздь Самое главное, без чего невозможно стать хорошим экспертом, — любовь к кошкам. Именно это чувство движет человеком, выбравшим такую непростую специальность, вновь и вновь зовет погрузиться в шумный мир кошачьих выставок, где ждут владельцы и их усатые-хвостатые питомцы.

    Читать далее

  • Жизнь на городских улицах

    Жизнь на городских улицах Во всех дворах живут уличные кошки. Практически каждый из нас по дороге на работу или домой встречает грациозных красавиц, которые с независимым видом спешат куда-то по своим кошачьим делам.

    Читать далее

  • Проверка на испуг

    Проверка на испуг У наших соседей по даче было два любимца: здоровенный чернющий кот Афанасий и болонка Вента. Они часто сидели рядышком во дворе, греясь на солнышке. Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или хотя бы как-то задевали друг друга. Не то чтобы животные дружили, но просто мирно существовали. Тем удивительнее была увиденная мною сценка…

    Читать далее

  • Невероятный мир Льюиса Вильяма Уэйна

    Невероятный мир Льюиса Вильяма Уэйна Многие великие люди делали кошек объектом своего творчества — в картинах, книгах, скульптурах и т.д. Одним из самых известных художников, в чьих произведениях постоянно встречается тема кошек, является Льюис Уильям Уэйн (Louis William Wain).

    Читать далее