ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

журнал для любителей Кошек

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Новости

Невероятный мир Льюиса Вильяма Уэйна

Статья опубликована в журнале

Автор: Аннели Таавет

Дата: 01.03.2017

Подробнее о журнале

Многие великие люди делали кошек объектом своего творчества — в картинах, книгах, скульптурах и т.д. Одним из самых известных художников, в чьих произведениях постоянно встречается тема кошек, является Льюис Уильям Уэйн (Louis William Wain).

Даже не зная авторства, многие наверняка видели причудливые картины с различными кошками, которые изображены за людскими занятиями, в человеческой одежде, с антропоморфной мимикой. Уэйн действительно любил этих животных и делал их героями своих произведений.
Льюис Уэйн родился 5 августа 1980 года и жил в Клеркенвелле, историческом районе центрального Лондона. Он был старшим ребенком в семье среди пятерых сестер. Одна из них в возрасте 13 лет была признана невменяемой и помещена в сумасшедший дом. Остальные сестры всегда жили в родительском доме, вместе с матерью. Ни одна из них так и не вышла замуж. Старший брат также долгое время жил с матерью и сестрами. У Льюиса был серьезный физический недостаток — заячья губа (которую он в будущем спрячет за усами), ставшая предметом насмешек со стороны других детей. Мальчик часто прогуливал школу, ходил по улицам Лондона. Мать художника занималась оформлением церквей и созданием узоров для турецких ковров. Отец Льюиса был торговцем текстилем. Он умер, когда сыну было 20 лет. К этому времени Уэйн успел окончить школу искусств Западного Лондона, заняться преподавательской деятельностью. Но после смерти отца молодому человеку пришлось взять на себя обязанности по содержанию дома, матери и сестер. Он оставляет преподавание и становится свободным художником, зарабатывая на хлеб иллюстрациями для нескольких журналов. Темой для работы была сельская жизнь окраин Лондона, домашние животные. В это время художник рисует как сельскохозяйственных животных, так и кошек с собаками.
Сообщается, что одно время Уэйн думал о зарабатывании на жизнь с помощью портретов собак.
В возрасте 23 лет Уэйн женится на гувернантке своих сестер, Эмили Ричардсон, вопреки желанию своей семьи. Женщина старше его на десять лет. Но Уэйна это не смущает. Он переезжает из родительского дома и начинает новую жизнь, но у супруги обнаружили рак, и через три года она скоропостижно скончалась. Во время болезни единственным утешением для Эмили был черно-белый котенок Питер, названный в честь русского императора Петра Первого. Льюис в этот период начинает делать зарисовки кота, придумывает различные сюжеты. Позднее сам художник отмечал, что именно Питеру он обязан началом своей карьеры как иллюстратора кошек. Котенок изображен на многих ранних работах Уэйна.
В 1886 году Уэйн получает большой заказ — оформление детской книжки «Заведение мадам Табби». Первый рисунок Уэйна с похожими на человека кошками был опубликован в рождественском выпуске llustrated London News под названием «Рождественская вечеринка котят» (A Kittens’ Christmas Party). На рисунке, составленном из 11 секций, изображены 150 различных кошек, отсылающих приглашения, держащих шарики, говорящих и играющих в игры. Многие из этих нарисованных животных имели большое сходство с Питером.
Далее следовал очень плодотворный период. На протяжении следующих 30 лет Уэйн активно творит, создавая до 600 рисунков в год. Он иллюстрировал около сотни книг для детей, и его работы часто появлялись в газетах и журналах. В 1901 году издан даже «Ежегодник Луиса Уэйна» (Louis Wain Annual), который выходил до 1915 года.
Художник очень любил кошек. Свою жизнь он буквально окружил этим зверями. Сообщается, что он даже рисковал своей жизнью, спасая кота, который мог попасть под колеса автобуса. Очнувшись после происшествия, Льюис первым делом поинтересовался состоянием здоровья кота. Уэйн состоял в нескольких благотворительных обществах, работавших на благо животных. В 1890 году Льюис Уэйн избирается президентом Английского национального кошачьего клуба. Его «Подмигивающий кот» и герб с тремя кошками до сих пор являются эмблемами клуба.
Герберт Уэллс говорил о нем: «Он превратил себя в кота. Он изобрел кошачий стиль, кошачье общество, целый кошачий мир. Все английские коты должны стыдиться, если не будут хотя бы немного походить на котов Льюиса Уэйна».
Уже при жизни Уэйн завоевал популярность своими работами, главными фигурантами которых были кошки. Но эти животные имели особенный характер. Они ходили на двух лапах, общались между собой, курили трубки, рыбачили и катались на лодках, играли в гольф. Художник изображал их в разных ситуациях, за разными занятиями, в разных костюмах — кошки на прогулке с зонтиками, на речном берегу, за игрой в карты, за обеденным столом. Художник признавался, что посещал различные заведения (кафе, бары, рестораны, парки, пляжи, магазины и т.д.) со своим блокнотом и делал зарисовки окружающих его людей. Но только все роли принадлежали кошкам. Его работы являлись карикатурой на многие модные тенденции и течения, стиль жизни. Сам художник писал: «Я беру свой блокнот в ресторан или любое другое оживленное место и просто рисую людей в их обычных позах как кошек, наделяя их как можно более человечными чертами. Это придает моим работам двойственную натуру, и я считаю их своими лучшими шутками».
Несмотря на популярность своих работ, художник всегда испытывал нехватку средств. На его плечах было содержание матери и сестер. Также у него напрочь отсутствовала коммерческая жилка. Художник часто про-давал свои работы за бесценок, не оставляя себе даже права на переиздание иллюстраций. Его нередко обманывали, втягивали в авантюры, в результате которых он оставался на мели. Интерес к работам Льюиса Уэйна проявляли американцы, поэтому он отправил в Соединенные Штаты большую партию керамических «кубистских» котов. Но груз так и не дошел. Шла война, и корабль был потоплен немецкими войсками.
В конце концов Уэйн попал в судебное разбирательство за большой долг. Художник решил избежать разборок и уехал в Соединенные Штаты, где надолго задержался. Выставка его работ произвела грандиозный фурор. Но опять Льюис попал в авантюру, вложился в неосуществимый проект и оказался на грани нищеты. Через три года после его отъезда в Лондоне умирает мать художника, и он решает вернуться на родину. В разгаре Первая мировая война, Уэйн еле сводит концы с концами. С 1914 по 1918 год Уэйн получил лишь шесть заказов на иллюстрацию книг.
Люди всегда отзывались об этом художнике как о странном, чудаковатым человеке, но обладающим обаянием и некой привлекательностью. Утверждалось, что его одолевали многие страхи и даже галлюцинации. Он с трудом отличал правду от вымысла, был эксцентричным. Но с возрастом характер Уэйна начал меняться. Он стал подозрительным, агрессивным. Постоянно обвинял своих сестер в воровстве. За мельканием кадров телевизора он видел угрозу похищения электричества из мозга. Художник стал вести затворнический образ жизни, не находил себе места, передвигал в доме мебель. Он стал нелюдимым, часто запирался в своей комнате и писал несвязные тексты. В конце концов он спускает свою сестру с лестницы, и его принудительно помещают в психиатрическую больницу.
Эта история получила огласку в прессе. Уэйна посещали Герберт Уэллс, Дэн Райдер. Дело приняло серьезный оборот и даже привело к личному вмешательству премьер-министра Великобритании. Был организован фонд помощи художнику, и Уэйн был переведен в Бетлемскую королевскую больницу и затем, в 1930 году, в больницу Нэпсбери рядом с Сент-Элбанс в Хертфордшире, к северу от Лондона. Герберт Уэллс, призывая собирать деньги для Уэйна, подчеркивал, что на рисунках художника выросли три поколения англичан. Трудно было найти в стране детские ясли, где на стенах не висели бы его репродукции. «Он изобрел собственную разновидность кошек, у которых были свои стиль, общество, целый кошачий мир», — говорил писатель.
Конец своей жизни Уэйн провел в психиатрической лечебнице. Ему был поставлен диагноз «шизофрения». Интересно, что при психиатрической больнице был кошачий домик. И художник не прекращал творить. Из-под его кисти выходили всё новые рисунки кошек. На обратной стороне листа он иногда оставлял какие-то свои рассуждения, смысл которых был непонятен. Правда, качественно изображения все-таки изменились. Картины всё дальше уходили от реальных сюжетов, превращаясь в нечто абстрактное, пестрое и замысловатое. Так, например, глаза кошки могли быть изображены в виде красивейших цветов. В пособиях по психиатрии часто приводятся серии картин Уэйна как иллюстрация изменений в творчестве по мере прогрессирования шизофрении. Но отмечается, что все же последовательность представляемых картин исторически нарушена. В последних работах изображения кошек все-таки были замещены фрактальными рисунками. Умер Льюис Уэйн 4 июля 1939 года в возрасте 78 лет.
Работы Льюиса Уэйна еще при его жизни пользовались популярностью и спросом. В 1902 году английская почта разрешила целиком заполнять лицевую сторону открыток изображением, и с тех пор открытки с рисунками Уэйна обрели огромную популярность. Некоторые картины были проданы за большие деньги. Второй пик популярности работ Уэйна пришелся на 90-е годы ХХ века. Выпускались многочисленные календари, открытки с изображениями чудных кошек. Многие коллекционеры были готовы выложить круглые суммы за эти изделия — до 500–800 долларов США. Оригинальные картины и изображения оцениваются в суммы от 5 до 35 тысяч долларов. Вот такая невероятная история одного гениального любителя кошек! 

Показать полностью


Комментарии

Возврат к списку

Последние поступления

  • Ирина Садовникова

    Ирина Садовникова Наша сегодняшняя гостья — эксперт WCF из Санкт-Петербурга Ирина Садовникова. Она, конечно, хорошо знакома многим владельцам и заводчикам. Все, кто приносил своих питомцев к Ирине на экспертизу или на ринги, очень внимательно прислушиваются к ее мнению и советам, а также всегда обращают внимание на ее доброжелательное отношение и большую любовь к кошкам.

    Читать далее

  • Безумная любовь Эдгара По

    Безумная любовь Эдгара По Американский писатель, чье творчество открыло миру жанры хоррора и научной фантастики, чья короткая жизнь и загадочная смерть не дают покоя любопытным и по сей день, Эдгар Аллан По обожал кошек. Вернее кошку, которая прожила с ним почти десять лет и во многом повлияла на его судьбу, от литературного творчества до личной жизни.

    Читать далее

  • Белый и пушистый… тигр

    Белый и пушистый… тигр Белый тигр… Что каждый из нас представляет, читая эти строки? Ведь в сознании человека тигр должен быть желтым с черными полосами. Как мог появиться белый тигр? Легче, конечно, людям, которые имели возможность лицезреть белое чудо. Теперь его можно увидеть разве что в некоторых зоопарках. На территории России на белого тигра можно посмотреть в Москве и Екатеринбурге.

    Читать далее

  • Абиссинская кавалерия

    Абиссинская кавалерия Питомник абиссинских кошек Des CaValier в этом году отмечает десятилетие. Для его владелицы Ирины Кудрявцевой все началось с очаровательной абиссинской кошечки. Встреча с грамотным экспертом и полученные советы помогли не только подобрать любимице пару, но и положили начало увлечению породистыми кошками. Питомцы Ирины активно участвуют в выставках, побеждают в рейтингах, радуют свою хозяйку замечательными результатами. Каким он был — путь в десять лет? Кто лучше хозяйки сможет рассказать об этом!

    Читать далее