ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

журнал для любителей Кошек

ПОРТАЛ ДЛЯ ЛЮБИТЕЛЕЙ ДОМАШНИХ ЖИВОТНЫХ

Новости

Кошки Эдгара Аллана По

 

Автор: Екатерина Мурадова

Дата: 01.10.2013 18:49:00

Личность известного американского писателя и поэта Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe, 1809–1849) до сих пор вызывает споры и явля­ется источником многочисленных исследований, а художественные произве­дения служат увлекательным сюжетом для экранизаций.

Его называют основоположником сразу трех жанров литературы: триллера, научной фантастики и детектива. Вот уже на протяжении более чем 100 лет читатели пытаются разгадать личность самого автора, который при жизни имел репутацию обаятельного человека. Он любил свою жену и кошек. Но все же некоторые отождествляют автора с его персонажами. Скандальность его образу создал уже после смерти Руфус Уилмот Гриcуолд, американский литературовед, поэт, редактор и критик. При жизни писателя отношения между ними были довольно непростыми. Однако после смерти Эдгара По в 1849 году Грисуолд стал его биографом и душеприказчиком. Миру предстали сенсационные подробности жизни писателя. Сам Грисуолд описывал По так: «Страсти в нем включали худшие эмоции, которые препятствовали человеческому счастью. Вы не можете возражать ему, не вызывая молниеносной вспышки гнева. Вы не можете говорить о богатстве, чтобы лицо его не побледнело от растущей зависти».
Нам непросто судить о личности Эдгара По. За него говорят его письма и воспоминания о нем. Но следует признать, что большая часть жизни Эдгара Аллана По – тайна для простых смертных.
Одно из самых его известнейших произведений рассказ «Черный кот» — классика новеллы ужаса. Он был впервые издан 19 августа 1843 года в Филадельфии в газете под названием United States Saturday Post. О чем это произведение? Это история падения безымянного человека, приговоренного к смертной казни, который разрушил пьянством себя, убил жену и домашних животных. Эдгар По в одной из самых зловещих своих историй описывает убийственное действие алкоголя. Повест­вователь рассказывает о том, как он дошел до сумасшествия, и все из-за навязчивой идеи с двумя (возможно, и одной) черными кошками. В итоге он убивает свою жену, а преступление безуспешно пытается скрыть.
Среди художественных приемов автора – символизм. Например, кличка кошки Плутон. Это римский бог подземного мира, который, возможно, символизирует самого дьявола. Следующие прием – название произведения. Как мы знаем, в народной мифологии черная кошка символизирует все темное, несчастья и беды.
«Плутон – так звали кота – был моим любимцем, и я часто играл с ним. Я всегда сам кормил его, и он ходил за мной по пятам, когда я бывал дома. Он норовил даже увязаться со мной на улицу, и мне стоило немалого труда отвадить его от этого». Какие только эпитеты не использует рассказчик: черная кошка, приятель, чудовище, зверь, грубый, призрак. Читаем такую фразу: «Презренная тварь, подобная той, которую я прикончил, не моргнув глазом, – эта презренная тварь причиняла мне – мне, человеку, сотворенному по образу и подобию Всевышнего, столько невыносимых страданий! Увы! Денно и нощно не знал я более благословенного покоя! Днем кот ни на миг но отходил от меня, ночью же я что ни час пробуждался от мучительных сновидений и ощущал горячее дыхание этого существа на своем лице и его невыносимую тяжесть, – кошмар во плоти, который я не в силах был стряхнуть, – до конца дней навалившуюся мне на сердце!» При этом упоминается, что сам повествователь любит животных. Но все его безумства вызваны не черной кошкой, а беспробудным пьянством рассказчика, которое довело его до безумия. Герой «Черного кота» говорит: «Моя жена была в глубине души немного суеверна и ссылалась на распространенное мнение, что обличье черных кошек принимали ведьмы».
Перед нами возникает мрачный образ самого автора. Однако эту историю поведал человек, у которого дома жила кошка по кличке Каттарина. Она жила с писателем, его женой Виргинией (кстати, она была его двою­родной сестрой), тещей Марией Клемм (его тетей – сестрой отца) в Филадельфии и Нью-Йорке. Никто не знает, когда кошка появилась в семье, но предположительно с конца 1839-го или с начала 1840 года.
Возможно, Эдгар Аллан По встретил Каттарину на одной из его прогулок в Филадельфии. Герой рассказа вспоминает: «Однажды ночью, когда я сидел, томимый полузабытьем, в каком-то богомерзком месте, внимание мое вдруг привлекло что-то черное на одной из огромных бочек с джином или ромом, из которых состояла едва ли не вся обстановка заведения. Несколько минут я не сводил глаз с бочки, недоумевая, как это я до сих пор не замечал столь странной штуки. Я подошел и коснулся ее рукой. То был черный кот, очень крупный – под стать Плутону – и похожий на него как две капли воды, с одним лишь отличием: в шкуре Плутона не было ни единой белой шерстинки, а у этого кота оказалось грязно-белое пятно чуть ли не во всю грудь. Когда я коснулся его, он вскочил и с громким мурлыканьем потерся о мою руку, видимо, очень обрадованный моим вниманием. А ведь я как раз искал такого кота. Я тотчас пожелал его купить, но хозяин заведения отказался от денег – он не знал, откуда этот кот взялся, и никогда его раньше не видел. Я все время гладил кота, а когда собрался домой, он явно пожелал идти со мною. Я ему не препятствовал; по дороге я иногда нагибался и поглаживал его. Дома он быстро освоился и сразу стал любимцем моей жены».
До сих пор идут споры: а какого, собственно, цвета была эта кошка: черная или цвета панциря черепахи? Каттарина, очевидно, была умной кошкой. Отношениям писателя и его воспитанницы посвящена книга Э.Самса «Необыкновенная кошка По», который нашел в архивах все упоминания об этой кошке. Точное время ее появления в семье По неизвестно.
Биограф писателя, Г.Аллен, пишет: «Каттарина, помахивая хвостом, расхаживала по дому, изредка забираясь на плечо к По или сворачивалась клубком у Виргинии (жены писателя) на постели». В своих воспоминаниях упоминает о кошке редактор Джордж Р.Грэм, который в 1848 году навестил Виргинию По, больную туберкулезом: «Она лежала на кровати, завернутая в пальто своего мужа, с крупной черепаховой кошкой на груди. Замечательное животное, казалось, ощущало собственную полезность для своей больной хозяйки».
А вообще в письмах и статьях американского классика кошки появляются с 1840 года. Например, герой новеллы «Делец» рассказывает: «Восьмым и последним моим занятием было кошководство. Я нашел его в высшей степени приятным, доходным и совершенно необременительным». В январе 1840 года в еженедельном журнале Alexander's Weekly Messenger было опубликовано эссе «Инс­тинкт или разум – черный кот», в нем Эдгар По утверждает, что инстинкт животных может быть более мощной силой, чем человеческий ум, потому что он «проявляется как озарение, непосредственно действующее на все существо». Писатель приводит в пример собственную кошку и ее метод открывания двери: «Каждый день моя кошка самостоятельно открывает закрытую на задвижку входную дверь. Она проделывает это следующим образом: дотянувшись до задвижки, которую, подобно затвору ружья, нужно повернуть и потянуть в сторону, она одной лапой поворачивает ее и одновременно второй вытягивает засов. Иногда ей нужно для этого несколько попыток, но всякий раз она открывает задвижку. Но это еще не все. Не отпуская задвижки, кошка подпрыгивает и с силой отталкивается от дверной коробки, распахивая дверь».
В своем эссе он пишет: «Автор этой статьи – владелец одной из самых замечательных черных кошек в мире, которых когда-то считали перевоплощениями ведьм». Вот как биограф Фрэнсис Уинвар описывает домашнее хозяйство По в январе 1842 года: «Больше всего госпоже Клемм (теще Э.По) нравилось ухаживать за гостями и угощать их чаем и кофе. В очаге горел огонь, и возле камина грелась черепаховая кошка Каттарина — новый член семьи».
Во всех воспоминаниях кошечка Каттарина предстает кротким и умным существом, являясь своеобразным лекарем для жены классика. Тем удивительнее кажется вымысел автора, рассказавшего жуткую историю героя «Черного кота» – опустившегося алкоголика, который в порыве бешенства убил свою жену, случайно замуровал ее в стене вместе с котом, и именно вой обезумевшего животного выдал полиции убийцу. Прочитав произведение, можно подумать, что Эдгар По не очень-то жаловал кошек, но, узнав о его воспитаннице Каттарине, понимаешь, как разнятся художественная фантазия, измышление знаменитого писателя и его реальная жизнь.

Показать полностью


Комментарии

Возврат к списку

Последние поступления

  • Ольга Груздь

    Ольга Груздь Самое главное, без чего невозможно стать хорошим экспертом, — любовь к кошкам. Именно это чувство движет человеком, выбравшим такую непростую специальность, вновь и вновь зовет погрузиться в шумный мир кошачьих выставок, где ждут владельцы и их усатые-хвостатые питомцы.

    Читать далее

  • Жизнь на городских улицах

    Жизнь на городских улицах Во всех дворах живут уличные кошки. Практически каждый из нас по дороге на работу или домой встречает грациозных красавиц, которые с независимым видом спешат куда-то по своим кошачьим делам.

    Читать далее

  • Проверка на испуг

    Проверка на испуг У наших соседей по даче было два любимца: здоровенный чернющий кот Афанасий и болонка Вента. Они часто сидели рядышком во дворе, греясь на солнышке. Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или хотя бы как-то задевали друг друга. Не то чтобы животные дружили, но просто мирно существовали. Тем удивительнее была увиденная мною сценка…

    Читать далее

  • Невероятный мир Льюиса Вильяма Уэйна

    Невероятный мир Льюиса Вильяма Уэйна Многие великие люди делали кошек объектом своего творчества — в картинах, книгах, скульптурах и т.д. Одним из самых известных художников, в чьих произведениях постоянно встречается тема кошек, является Льюис Уильям Уэйн (Louis William Wain).

    Читать далее